вторник, 11 октября 2016 г.

В осеннем лесу детсва

Березовый лес
Начало октября. Березы желтеют и роняют лист. Приятно бродить по опавшей листве и предаваться воспоминаниям.... 
    Лес вырос возле села на месте старых торфоразработок,  которые велись тут ещё во время войны. На заготовке торфа тогда работали местные и эвакуированные  в наше село женщины и ребятишки.  Канавы и бурты торфа и теперь ещё хорошо заметны, хотя и все заросли деревьями. 
  Давно, в 60-е годы прошлого века, когда березки эти были  ещё совсем маленькими, мы, устьянские ребятишки,  ходили сюда - "на канавы" за  подберезовиками. Грибов росло тут много и, несмотря на то, что все канавы были исхожены вдоль и поперек многочисленными грибниками, хватало их всем.
 А если  встать пораньше других, то можно было за какой-то час пробежаться по канавам и собрать подросшие за ночь совсем маленькие грибочки не только на хорошее жаркое, но и на сушку. 
  Здесь же были и болотистые полянки, где мы собирали клюкву.   Сейчас их уже не осталось и клюква тут не растет.
Клюква
 Редко-редко можно встретить кочечку, на которой краснеют несколько ягод.
кроны деревьев
Подрастающие деревья высасывали воду и  клюквенного болота не стало.
Брусника
Черничник и брусничник  заняли теперь это место, но ягод на них бывает мало. Скорее всего  потому, что чистый торф для  ягодников не слишком подходит, поэтому кустики есть, а ягод почти нет.
лес на старых торфяных разработках
    В лесу стало сухо и только в самих канавах, в самых глубоких ямах, ещё местами сыро.
Канавы старых торфоразработок
Раньше же эти канавы были глубокими, наполненными водой, и мы даже пытались ловить тут карасей, правда, безрезультатно. Карасики были, но мелкие и не хотели никак клевать на удочку.
просека в лесу
 Лес теперь пересекают несколько просек с линиями электропередач, которых во времена моего детства  не было. Тут же несколько лет назад пролегла и трасса канализации к очистным сооружениям, которую всё никак не запустят.
землянки-погреба
На самом ближнем к селу торфяном бурте жители близлежащих домов устроили хранилища для картошки. Торф - прекрасный теплоизолятор, поэтому в этих "землянках" и зимой не холодно. Вода снизу здесь не подходит, так как вал достаточно высокий.
   А так называемого "маленького леска", куда мы, местные пацаны, бегали играть; где зимой собирали березовые почки (каждый должен был сдать в школу для аптеки по маленькому стаканчику-стопке), давно уже нет. Был он и в самом деле, совсем маленьким, меньше сотни метров в длину, а в ширину и того меньше, да и березки росли совсем маленькие; разве что удилище для ловли ершей у пристани можно было вырезать. Зато тут росла на больших кочках голубика, на опушке леска вкуснейшая из всех ягод - поляника (княженика). Поляники было немного, но даже если наберешь горсточку-другую, то одним ароматом сыт будешь.  Её вкус и запах до сих пор помню, хотя давно не встречал эту ягодку. На месте  леска в 80-е годы были построены дома по улице Строителей и даже не все их жильцы помнят и знают об этом.
   Да и откуда? Столько лет пролетело с тех пор... 
   

Комментариев нет: